«Об управленческих функциях руководителя МБДОУ Дс № 4 во взаимодействии учреждения с семьей как ресурсе развития взрослых и детей»
Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. По данным статистических исследований, в Российской Федерации много неполных семей. Социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, проблемы материального обеспечения — вот немногие из причин, ведущие к утрате родительской ответственности за судьбу ребенка. К сожалению, немаловажное значение имеет и недостаточно высокий уровень педагогического потенциала родителей.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 городского округа-город Камышин функционирует с 01.03.2011г. и на протяжении всего периода работы, как руководитель считаю, что взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников — это одно из самых сложных и важных направлений совместной деятельности. И педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой такие задачи как:
-
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
-
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи.
-
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
-
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свою воспитательную роль в семье, свой опыт взаимоотношений с ребенком.
Планируя работу с родителями, детский сад отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым вовлекая семью в жизнь детского сада. Мы стремимся к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Прежде чем начинать любое взаимодействие с родителями, мы каждый год проводим социологический опрос
Всего детей в детском саду-71 чел.
Всего семей-68
Полных семей-55
Неполных-13
Многодетных-7 семей
Малообеспеченных-49
Опекаемые-1
В работе с родителями планируем разнообразные подходы, используем различные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Такие как традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
-
информационно-наглядные. У каждой группы есть визитная карточка. Родители, дети которых только начинают ходить в группу, могут получить благодаря ей полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса. Воспитатели ежемесячно обновляют материал на стендах, в папках-передвижках;
-
индивидуальные (беседа, консультация);
-
коллективные (родительские собрания, тематические консультации);
Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
-
познавательные (семинары-практикумы)
-
информационно-аналитические (анкетирование, опрос, социальный паспорт семьи);
-
наглядно-информационные (дни открытых дверей просмотры занятий, режимных моментов);
-
досуговые (совместные праздники, выставки, экскурсии, ярмарки).
О жизни детей в детском саду рассказывает наша газета, которая называется «Новости из детского сада № 4». Газета издается педагогическим коллективом и представителями родительского комитета. В ней отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, советы специалистов, интересные занятия и мероприятия и т. д.
Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Детский сад и семья могут взаимодействовать по-разному. Важно только избегать формализма.
Поэтому на протяжении функционирования детского сада педагоги знакомят родителей с содержанием воспитательно-образовательной работы в целях установления тесных контактов семей и ДОУ. На сегодняшний день особое место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ занимает проектный метод.
Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В 2013-2014 учебном году в нашем детском саду запущены два долгосрочных проекта:
Вторая младшая группа-проект «Чистюлька»
Одной из задач этого проекта является:
-активное привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Старшая-подготовительная группа-проект «Вместе дружная семья»
Одними из задач этого проекта является:
- формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
-привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
В качестве добровольной общественной организации в муниципальном дошкольном образовательном учреждении действуют групповые и общесадовский родительские комитеты.
Они содействуют объединению усилий семьи и детского сада в деле развития, обучения и воспитания детей.
Цель родительского комитета: обеспечить постоянную и систематическую связь детского сада с родителями, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.
С начало учебного года на этих заседаниях решались такие вопросы как:
-принятие плана работы родительского комитета на 2013-2014 уч.год;
-подготовка и организация к выставке цветов ко дню города;
-организация и проведение в детском саду, совместного праздника «Осенняя ярмарка»;
-организация и проведение новогодних праздников;
и др.
Также немало важную роль имеют проведение общесадовых родительских собраний, на которых все представители детского сада могут дать ответы на интересующие вопросы родителей. В этом году тематика собраний была разнообразной:
-«Проектирование в ДОУ, что это такое и для чего оно нужно?»
-«Взаимодейтсвие ДОУ и семьи по вопросам реализации содержания образовательной области «Социализация»».
Применение разнообразных методов и форм работы с семьями превращает сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитие дошкольника.
Традиционной в работе нашего педагогического коллектива с семьей стала такая форма, как “Тематические недели”.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями. Они имеют разные совместные формы проведения: праздники, развлечения, игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.
С начала 2013-2014 учебного года у нас в саду прошли такие тематические недели, как:
«Царство лешего» - совместная деятельность с родителями экскурсия в питомник;
«Во саду ли в огороде» - организовывалась ярмарка;
«Хлеб всему голова» - выставка хлебобулочных изделий;
«Крылатые друзья» - изготовление скворечников и кормушек;
«Неделя игры и игрушки» - выставка самодельных игрушек.
Увлекательные походы, экскурсии в парки, на аллею героев, на стадионы, в школы способствуют широкому ознакомлению с окружающим, сближением со своими родителями, а значит, и повышают уровень общего развития ребенка и семьи.
С сентября по декабрь в нашем детском саду проходила экологическая акция «Собери макулатуру - сбереги лес!» Данная акция призвана привлечь внимание детей и их родителей к такой экологической проблеме вырубки лесов и более рационального и экономного использования бумаги.
В заключении анализируя работу по взаимодействию детского сада и семьи прихожу к выводу, что эта работа сложная, долгая и всегда остается приоритетной в ряду других. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков и мир, который он создает вокруг себя. Когда присутствуют в отношениях теплота и открытость, тогда пребывание ребенка в детском саду становиться комфортным, ему хочется приходить туда еще и еще, потому что там хорошо! |