Главная » Статьи » Мои статьи

Советы логопеда

Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет.

(советы логопеда)

         К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей, имеющих задержку речевого развития. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Многие дети в 3-4 года имеют очень маленький словарный запас, не умеют строить фразу. Звукопроизношение у них нарушено настолько, что речь малопонятна для окружающих. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию своих детей.

         Зачастую родители слушают знакомых и даже врачей, которые убеждают их в том, что если ребенок не заговорил до 2-х лет, то сделает это в 3 года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет.

         Возможно, некоторых родителей успокаивает то, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причинами их неудач.

         Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поговорим о том, как неравнодушные родители могут помочь своему ребенку и предупредить возможные отклонения в речевом развитии.Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих взрослых, в первую очередь, родителей, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. Обращаясь к ребенку, родителям следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог. Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие. Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести правильно два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
         Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата, развитие правильного речевого дыхания, мелкой моторики, чувства ритм,слухового внимания.
 

Раз­ви­тие пра­виль­но­го ды­ха­ния

         Непра­виль­ное ро­то­вое ды­ха­ние очень ме­ша­ет по­ста­нов­ке зву­ков, у таких детей чаще воз­ни­ка­ют про­студ­ные за­бо­ле­ва­ния и кис­ло­ро­да в ор­га­низм по­сту­па­ет толь­ко 75% от его нор­маль­но­го объ­е­ма. Часто ро­то­вое ды­ха­ние вли­я­ет на непра­виль­ное фор­ми­ро­ва­ние зу­бо­че­люст­ной си­сте­мы – сужа­ют­ся но­со­вые ходы, по­яв­ля­ет­ся ску­чен­ность верх­них зубов, за­держ­ка раз­ви­тия ниж­ней че­лю­сти. Ис­поль­зуя про­стую ды­ха­тель­ную гим­на­сти­ку можно на­учить ре­бен­ка пра­виль­но ды­шать.

1.Дуть в ду­доч­ки, языч­ки на­ду­вать раз­лич­ные на­дув­ные иг­руш­ки неболь­шо­го раз­ме­ра; воз­душ­ные шары.

2. «Шторм в ста­кане» (в ста­кан с водой опу­стить со­ло­мин­ку для кок­тей­ля – сде­лать вдох носом и по­дуть) ;

3. «Забей мяч в во­ро­та»;

4. «Сду­вать с ла­до­ни ватку, пе­рыш­ко»;

5. По­дуть на лег­кий шарик, пла­ва­ю­щий в воде;

6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с ово­ща­ми: лук, чес­нок, огу­рец, укроп. Дети рас­смат­ри­ва­ют овощи, на­зы­ва­ют их. Затем на ово­щах де­ла­ют­ся над­ре­зы, укроп рас­ти­ра­ет­ся в руках. Дети ню­ха­ют овощи, за­по­ми­на­ют запах, узна­ют овощ).

 

Раз­ви­тие мел­кой мо­то­ри­ки

         О поль­зе паль­чи­ко­вой гим­на­сти­ки на­вер­но на­слы­ша­ны все. В на­сто­я­щее время много го­во­рят о за­ви­си­мо­сти между точ­ным дви­же­ни­ем паль­цев рук и фор­ми­ро­ва­ни­ем речи ре­бен­ка. По­это­му очень по­лез­но де­лать ре­бен­ку мас­саж ки­стей рук, также паль­чи­ко­вые игры и паль­чи­ко­вую гим­на­сти­ку.

1.Гла­дить жи­вот­ных (мяг­кие иг­руш­ки)

2. Игры с мас­саж­ны­ми мя­ча­ми

3. Ло­вить на­маг­ни­чен­ных рыбок

4. Раз­ви­тие мел­кой мо­то­ри­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­ных по­верх­но­стей

5. Игры с паль­чи­ко­вым бас­сей­ном (горох, фа­соль, ша­ри­ки из пе­но­пла­ста)

6. Вы­пол­не­ние паль­чи­ко­вых игр.

7. Кроме упраж­не­ний в сти­хо­твор­ной форме по­лез­но ис­поль­зо­вать игры с бу­си­на­ми, мел­ки­ми ка­меш­ка­ми, кру­пой, го­ро­хом, за­да­ния с пла­сти­ли­ном, кон­струк­то­ром, вы­ре­за­ние нож­ни­ца­ми, ри­со­ва­ние, об­вод­ка, штри­хов­ка, рас­кра­ши­ва­ние.

8. Мел­кая мо­то­ри­ка раз­ви­ва­ет­ся в быту ни­сколь­ко не хуже, но не время от вре­ме­ни, а по­сто­ян­но: за­та­чи­вать ка­ран­даш то­чил­кой, вклю­чать и вы­клю­чать свет, вы­ти­рать пыль, со­би­рать ягоды, пе­ре­би­рать крупу, сма­ты­вать нитки в клу­бок, са­мо­сто­я­тель­но оде­вать­ся.

 

Раз­ви­тие ар­ти­ку­ля­ци­он­ной мо­то­ри­ки

         Мно­гие ро­ди­те­ли не до­га­ды­ва­ют­ся, какую тя­же­лую ра­бо­ту вы­пол­ня­ют дети, ко­то­рые учат­ся по­ста­нов­ке зву­ков. Но пред­ше­ству­ет этому ар­ти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­сти­ка. С по­мо­щью нее укреп­ля­ют­ся мышцы ро­то­вой по­ло­сти. Про­стые упраж­не­ния можно вы­пол­нять и дома с ро­ди­те­ля­ми.

1. Мак­си­маль­но от­кры­вать и за­кры­вать рот

2. Рас­тя­ги­вать губы в улы­боч­ку

3. Вы­тя­ги­вать губы тру­боч­кой

4 . «Язы­чок сидит в до­ми­ке, вышел из до­ми­ка, по­смот­рел впра­во-вле­во, снова спря­тал­ся в домик»

5. Ху­дыш­ки-тол­стяч­ки. Втя­ги­вать в себя щеки и на­ду­вать и т.д.

 

Раз­ви­тие чув­ства ритма

         Что самое глав­ное в раз­ви­тии чув­ства ритма у детей этого воз­рас­та? Фор­ми­ро­ва­ние уме­ния дви­гать­ся в такт с му­зы­кой. Фор­ми­ро­ва­нию и тре­ни­ров­ке уме­ния спо­соб­ству­ют упраж­не­ния утрен­ней гим­на­сти­ки, по­вто­ря­ю­щи­е­ся иг­ро­вые и тан­це­валь­ные дви­же­ния, игра на дет­ских му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тах (бубны, ба­ра­ба­ны, по­гре­муш­ки), пение, ис­пол­не­ние пе­се­нок на кла­виш­ных ин­стру­мен­тах. Ре­ко­мен­ду­ют­ся сле­ду­ю­щие за­да­ния в по­ряд­ке воз­рас­та­ю­щей слож­но­сти. Пред­ла­га­ем вы­би­рать два-три за­да­ния для каж­до­го за­ня­тия.

1. Негром­кое, с уси­лен­ной ар­ти­ку­ля­ци­ей, про­го­ва­ри­ва­ние тек­ста пе­се­нок с од­но­вре­мен­ным про­хло­пы­ва­ни­ем или про­сту­ки­ва­ни­ем кон­чи­ка­ми паль­чи­ков по столу.

2. Про­го­ва­ри­ва­ние «по­на­рош­ку», без­звуч­ное с мак­си­маль­ной ар­ти­ку­ля­ци­ей и од­но­вре­мен­ным «про­хло­пы­ва­ни­ем» кон­чи­ка­ми паль­цев.

3. Гром­кое рит­мич­ное про­го­ва­ри­ва­ние (или негром­кое пение вме­сте с за­пи­сью) с од­но­вре­мен­ной «ходь­бой» ру­ка­ми по столу или ко­ле­ням.

4. Пение под фо­но­грам­му с од­но­вре­мен­ной «ходь­бой», сидя на месте.

5. Пение под фо­но­грам­му без вы­пол­не­ния дви­же­ний.

6. Ходь­ба на месте под фо­но­грам­му, вы­со­ко под­ни­мая ноги или рас­ка­чи­ва­ясь.

7. Вы­пол­не­ние иг­ро­вых об­раз­ных дви­же­ний в по­ло­же­нии сидя, под фо­но­грам­му: «Аты-ба­ты»- идти паль­чи­ка­ми по столу, «Баб­ка-ёж­ка» — то­пать одной ногой или ма­хать «по­ме­лом», «Во­ро­бей» — «кле­вать» паль­чи­ком ла­до­шку. В на­ча­ле ра­зу­чи­ва­ния за­да­ний их ре­ко­мен­ду­ет­ся вы­пол­нять мед­лен­но,  под про­го­ва­ри­ва­ние или пение взрос­ло­го. Во время вы­пол­не­ния игр-сце­нок и упраж­не­ний взрос­лый стоит лицом к детям, по­ка­зы­ва­ет дви­же­ния, поёт, под­ска­зы­ва­ет. По­сте­пен­но ста­но­вит­ся воз­мож­ным вы­пол­нять дви­же­ния в быст­ром темпе и под фо­но­грам­му.

Раз­ви­тие слу­хо­во­го вни­ма­ния и фо­не­ма­ти­че­ско­го слуха

         Речью за­ни­ма­ет­ся от­но­си­тель­но позд­няя по про­ис­хож­де­нию струк­ту­ра нерв­ной си­сте­мы. Нере­че­вой же слух – вос­при­я­тие шума воды, ветра, бы­то­вых шумов, зву­ков му­зы­ки – по сво­е­му про­ис­хож­де­нию го­раз­до древ­нее. Фор­ми­ру­ясь, слож­ные пси­хи­че­ские про­цес­сы опи­ра­ют­ся и за­ви­сят от более эле­мен­тар­ных функ­ций, ле­жа­щих в их ос­но­ве и со­став­ля­ю­щих как бы «базу» для их раз­ви­тия. Ре­бе­нок может на­учить­ся го­во­рить и мыс­лить толь­ко вос­при­ни­мая. Фор­ми­ро­ва­ние ре­че­во­го вос­при­я­тия на­чи­на­ет­ся с узна­ва­ния при­род­ных, бы­то­вых и му­зы­каль­ных шумов, го­ло­сов жи­вот­ных, птиц и людей. При этом раз­ли­че­ние нере­че­вых зву­ков долж­но обя­за­тель­но со­про­вож­дать­ся раз­ви­ти­ем чув­ства ритма. Чтобы образ пред­ме­та, из­да­ю­ще­го звук, был более пол­ным и ре­бе­нок мог до­га­дать­ся о нем, пред­мет этот нужно рас­смат­ри­вать, если воз­мож­но тро­гать, брать в руки. С дру­гой сто­ро­ны так же по­лез­но вы­пол­нять упраж­не­ния с за­кры­ты­ми гла­за­ми, ана­ли­зи­ро­вать звуки толь­ко на слух, без опоры на зре­ние.

Игры на раз­ви­тие слу­хо­во­го вни­ма­ния

• «Уга­дай, что зву­чит» Взрос­лый за шир­мой зве­нит буб­ном, шур­шит бу­ма­гой, зво­нит в ко­ло­коль­чик и пред­ла­га­ет ре­бен­ку от­га­дать, каким пред­ме­том про­из­ве­ден звук. Звуки долж­ны быть яс­ны­ми и кон­траст­ны­ми.

• «Уга­дай, чей голос» Од­но­му ре­бен­ку за­вя­зы­ва­ют глаза (от­во­ра­чи­ва­ет­ся), дру­гие по –оче­ре­ди зовут его по имени. Ре­бе­нок дол­жен уга­дать, кто его по­звал

• «Узнай му­зы­каль­ный ин­стру­мент» Взрос­лый по­ка­зы­ва­ет как зву­чат му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты (бубен, ду­доч­ка, ко­ло­коль­чик, по­гре­муш­ка). Затем то же самое толь­ко за шир­мой. Дети уга­ды­ва­ют му­зы­каль­ный ин­стру­мент.

Игры на раз­ви­тие фо­не­ма­ти­че­ско­го слуха

• Узнать зву­ча­ние ба­ра­ба­на среди дру­гих му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов

• Пение пти­чек гром­ко и тихо. Когда зву­чит гром­кое пение, дети машут ру­ка­ми (ле­та­ют), тихое – при­се­да­ют

• Кто по­звал

• Узнай по го­ло­су

• До­ска­жи сло­веч­ко — Зайку бро­си­ла хо­зяй­ка, под до­ждем остал­ся…(зайка) и.т.д

         По­сле­до­ва­тель­ная си­сте­ма­ти­че­ская ра­бо­та по раз­ви­тию слу­хо­во­го вни­ма­ния, раз­ви­тию ар­ти­ку­ля­ци­он­ной и мел­кой мо­то­ри­ки у детей, уточ­не­нию ар­ти­ку­ля­ции и про­из­но­ше­ния зву­ков по­мо­га­ет, если не предот­вра­тить за­держ­ку ре­че­во­го раз­ви­тия, то хотя бы не те­рять вре­ме­ни и не усу­губ­лять ре­че­вой де­фект.

 

 

 

 

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

(советы логопеда)

             Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

         Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости

Скороговорки - своеобразный тренажёр, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.

         Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

         Методика работы со  скороговорками достаточно известна:

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага - правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков.

         Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат - без голоса, лишь губы, язык и зубы.

         Следующий шаг - чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

         В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: пингвинёнок).

Скороговорки можно использовать в играх. Необходимо встать в круг и произнося скороговорку передавать мяч по кругу, первый круг медленно, далее увеличивая темп, (по слогам).

Предлагаем Вашему вниманию подборку скороговорок :

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

         Котик ниток клубок

         Укатил в уголок

         Укатил в уголок

         Котик ниток клубок.

Валенки у Валеньки

Не велики, а маленьки.

         У маленькой Сани

         Санки  едут сами.

Вася с Люсей в лесу

Видели не лиса, а лису.

         Шишки на сосне, шашки на столе.

Оса летит, оса жужжит,

Саша от неё бежит.

         Щуку я тащу, тащу

         Да боюсь, что выпущу.

Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор

         Тридцать три вагона в ряд

         Тарахтят, тарахтят.

Иголка, иголка ты остра и колка

         Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы,

         А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Kislinskaya (10.10.2016)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: