Главная » Статьи » Мои статьи |
Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет. (советы логопеда) К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей, имеющих задержку речевого развития. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Многие дети в 3-4 года имеют очень маленький словарный запас, не умеют строить фразу. Звукопроизношение у них нарушено настолько, что речь малопонятна для окружающих. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?» Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию своих детей. Зачастую родители слушают знакомых и даже врачей, которые убеждают их в том, что если ребенок не заговорил до 2-х лет, то сделает это в 3 года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, некоторых родителей успокаивает то, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причинами их неудач. Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поговорим о том, как неравнодушные родители могут помочь своему ребенку и предупредить возможные отклонения в речевом развитии.Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих взрослых, в первую очередь, родителей, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. Обращаясь к ребенку, родителям следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог. Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие. Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести правильно два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Развитие правильного дыхания Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать. 1.Дуть в дудочки, язычки надувать различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары. 2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть) ; 3. «Забей мяч в ворота»; 4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»; 5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде; 6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ).
Развитие мелкой моторики О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. 1.Гладить животных (мягкие игрушки) 2. Игры с массажными мячами 3. Ловить намагниченных рыбок 4. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей 5. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта) 6. Выполнение пальчиковых игр. 7. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание. 8. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.
Развитие артикуляционной моторики Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями. 1. Максимально открывать и закрывать рот 2. Растягивать губы в улыбочку 3. Вытягивать губы трубочкой 4 . «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» 5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.
Развитие чувства ритма Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста? Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах. Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. Предлагаем выбирать два-три задания для каждого занятия. 1. Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу. 2. Проговаривание «понарошку», беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным «прохлопыванием» кончиками пальцев. 3. Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной «ходьбой» руками по столу или коленям. 4. Пение под фонограмму с одновременной «ходьбой», сидя на месте. 5. Пение под фонограмму без выполнения движений. 6. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь. 7. Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: «Аты-баты»- идти пальчиками по столу, «Бабка-ёжка» — топать одной ногой или махать «помелом», «Воробей» — «клевать» пальчиком ладошку. В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму. Развитие слухового внимания и фонематического слуха Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Игры на развитие слухового внимания • «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными. • «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал • «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент. Игры на развитие фонематического слуха • Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов • Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают • Кто позвал • Узнай по голосу • Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка) и.т.д Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ (советы логопеда) Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости Скороговорки - своеобразный тренажёр, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи. Методика работы со скороговорками достаточно известна: вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага - правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат - без голоса, лишь губы, язык и зубы. Следующий шаг - чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки. В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: пингвинёнок). Скороговорки можно использовать в играх. Необходимо встать в круг и произнося скороговорку передавать мяч по кругу, первый круг медленно, далее увеличивая темп, (по слогам). Предлагаем Вашему вниманию подборку скороговорок : Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку. Котик ниток клубок Укатил в уголок Укатил в уголок Котик ниток клубок. Валенки у Валеньки Не велики, а маленьки. У маленькой Сани Санки едут сами. Вася с Люсей в лесу Видели не лиса, а лису. Шишки на сосне, шашки на столе. Оса летит, оса жужжит, Саша от неё бежит. Щуку я тащу, тащу Да боюсь, что выпущу. Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор Тридцать три вагона в ряд Тарахтят, тарахтят. Иголка, иголка ты остра и колка Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы, А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы.
| |
Просмотров: 548 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |